Два брата

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

У развилки реки чум стоял. Жила в том чуме женщина с двумя маленькими сыновьями. Однажды ушла женщина пропитание добывать и не вернулась. Что с ней сталось, неведомо. Может, медведь задрал, может, утонула в реке. Только остались ее маленькие сыновья одни в чуме. Сперва все плакали, мать звали. Потом привыкли. Собирали грибы и ягоды, рыбу в речке ловили.

Так и жили, росли понемногу. Сколько лет, сколько зим прошло, не знают- считать они не умели. Вот как-то раз сказал один брат другому: - Почему одни живем? Помнится, мать говорила, есть еще люди. Давай людей искать! Второй брат спросил: - А как искать будем? - Да так: ты иди по берегу левой реки вверх по течению, и имя тебе будет Река слева - Дяха сэтано.

Я пойду вдоль правой реки вверх по течению,
и имя себе возьму Река справа - Дяха махано. Найдем людей, посмотрим, как
живут, и назад вернемся. В нашем чуме встретимся.
Сговорились так и пошли.
Целый день шел Дяха махано. К вечеру шалаш сделал из веток, лег спать.
Лежит, думает:
Дяха сэтано себе тоже шалаш сделал. Хороший у него шалаш! Если дождь
пойдет, не вымокнет мой брат!
Встал утром, дальше идет. Много дней идет.
Привела его река к озеру, к тому месту, откуда оно свое начало берет.
Большое это озеро, берега у него низкие, болотистые, вправо и влево уходят.
Остановился Дяха махано, думает:
Как моему брату, Дяха сэтано, через такое озеро перебраться? Он ведь
тоже на таком низком берегу стоит, как я, не знает, что делать .
Тут увидел Дяха махано корявое бревно, что комлем к берегу пристало,
вершиной на воде колыхается. Сел он на бревно, оттолкнулся от берега. Руками
загребает, плывет.
А есть ли такое бревно у Дяхи сэтано? - думает Дяха махано.- Есть!
Если я нашел, так и он плывет!
Переправился через озеро. Только хотел - пристать, вдруг выскочил
какой-то зверь, с берега в воду прыгнул. Перепугался Дяха махано, чуть с
бревна не свалился. Потом догадался: выдра это, простая выдра! Засмеялся:
- Глупый у меня брат, Дяха сэтано! Что ему выдра может сделать!
Смотрит Дяха махано: от озера тропка идет. Точно такая, какую они с
братом от своего чума к реке протоптали.
Не люди ли здесь живут? - думает. Прошел немного - и правда, человека
встретил. Девочка это была. Она морошку собирала. Увидела девочка Дяху
махано, ягодой угостила.
- Брат мой, Дяха сэтано, тоже морошку любит,- сказал Дяха махано и
целую горсть морошки в рот отправил.
Удивилась девочка.
- Где же твой брат? - спросила.- Мне и ему морошки не жалко.
- А он по другой реке отправился людей искать.
- Так ты людей ищешь? - сказала девочка .- Пойдем в наше стойбище, в
стойбище племени тау.
Дяха махано задумался:
Пошел ли мой брат, Дяха сэтано, за девочкой? Верно, пошел. Мы же для
того и чум бросили, чтобы людей найти. Пойду и я!
Вот и стойбище. Много чумов стоит. Между чумами ходят мужчины, женщины.
Дети бегают.
- Ой-ой-ой! Сколько людей на свете, оказывается!-сказал Дяха махано.-Да
еще и не столько, а вдвое больше. Не иначе как мой брат, Дяха сэтано, в
такое же стойбище пришел. Тоже много людей увидел!
Повела девочка Дяху махано в свой чум, к отцу своему, к матери. Стал он
у них жить. Да не без дела же люди живут. Отец девочки сказал ему:
- Будешь оленей пасти!
- Как это-оленей пасти?-Дяха махано спрашивает.- Олени сами где хотят
бегают. Вот хоть и у моего брата, Дяхи сэтано, спроси. Мы с ним не раз в
лесу оленей видели.
Оказалось, оленей пасти можно. Ездить на них можно! Дяхе махаво
понравились домашние олени. Стал он их пасти. Говорят, хорошо пас.
Много чему научился Дяха махано у людей. И считать научился. Сосчитал,
что прожил в стойбище племени тау семь лет.
Вот как много! - думает.- Интересно, сколько лет мой брат, Дяха
сэтано, в том стойбище прожил? Больше или меньше? Выходит, столько же! Мы-то
с ним в один день из нашего чума в путь отправились .
Семь лет - долгое время. Вырос Дяха .махано, мужчиной сделался. И та
девочка, что его морошкой угостила, тоже выросла, девушкой стала. Он и
женился на ней.
Отец девушки дал им ездовых оленей и верховых оленей подарил.
Обрадовался Дяха махано, подумал:
Мое стадо да стадо брата, Дяхи сэтано, вместе пастись будут. Ничего,
однако, не маленькое стадо выйдет!
Подумал так и жене сказал:
- В путь собирайся, ехать пора. Мой брат, Дяха сэтано, уже в наш чум со
своей женой, со своими оленями возвращается. Как бы нам не опоздать!
Поехали. Зимой дело было. Олени быстро бегут, не то что пешему ногами
землю мерить! И озеро замерзло. По льду Дяха махано оленье стадо легко
перегнал.
Вот и чум впереди завиднелся, что в развилке рек стоит.
Погоняет оленей Дяха махано, к родному месту спешит. Видит: по берегу
второй реки тоже аргиш движется. На передней нарте человек сидит, оленей
погоняет. На второй нарте женщина сидит - видно, жена.
- Гляди, - Дяха махано своей жене говорит, - мой брат, Дяха сэтано,
едет! Не опоздали мы!
Сошлись аргиши. Соскочил Дяха махано с нарты, и тот, второй, соскочил.
Смотрят друг на друга. Дяха махано не брата своего, Дяху сэтано, видит, а
совсем чужого человека. Рассердился он.
- Что тут делаешь? - спрашивает.- Зачем сюда приехал?
- К своему чуму приехал,- тот отвечает.- Встречи со своим братом ищу.
- Если братом моим назваться хочешь,- говорит Дяха махано,- расскажи,
как жил, что с тобой было. Тогда увижу, твой это чум или не твой, мой ты
брат или не мой!
Стал тот человек рассказывать:
- Шел я вверх по левой реке, как мое имя велело. Сколько дней шел, не
знаю, считать тогда не умел...
Мой брат! - кивает Дяха махано.- И я так шел!
- Потом вышел на высокий берег озера. Там журавля испугался, что
взлетел из камышей вверх...
Не мой брат,- огорчается Дяха махано.- На озере берег низкий был, и не
журавля он должен был испугаться, а выдры!
- Через озеро я на коряге переплыл... Все так и есть! - радуется Дяха
махано.
- Переплыл, девочку встретил. Она голубику собирала и меня угостила.
- Забыл ты! - закричал Дяха махано.- Не голубика то была, а морошка.
- А тебя что, морошкой угощала? - спросил приезжий.- Значит, ты не Дяха
махано, не мой брат.
- Я-то Дяха махано, твой брат! Это ты не мой брат, не Дяха сэтано! Ну,
давай дальше рассказывай.
- Оказалась эта девочка из стойбища племени сомату.
- А у меня племени тау. Опять не выходит!
- Она меня привела к своим родителям. Прожил я у них семь лет. С ее
отцом на охоту ходил...
- А почему оленей не пас? - рассердился Дяха махано.
Тот, второй, не слушает, дальше рассказывает:
- Хорошим охотником я стал. Много соболей, песцов, лисиц добыл. А когда
женился на дочери стариков, шкуры на оленей выменял и сюда приехал.
- Ну, все! - говорит Дяха махано.- Не мой ты брат. Мне оленей отец жены
дал. Тот отвечает:
- Может, и ты не мой брат! А только я здесь жить буду, мой это чум.
- С чего он твой? Откуда знаешь? Чем докажешь?
- Вот когда отсюда уходил, я белые камушки у левой стены спрятал.
- Правильно! - подхватил Дяха махано.- А я черные камушки у правой
стены спрятал. Давай посмотрим, так ли?
Зашли в чум, посмотрели. И правда, лежат камушки - белые слева, черные
справа.
- Выходит, все-таки мы с тобой братья! - сказал Дяха махано.
Обнялись они, потом жен позвали. Стали вместе жить.
Дяха махано оленей пасет. Дяха сэтано на охоту ходит. Хорошо век
прожили, детей вырастили и внуков увидали.